Методы и технологии наставничества

Методы обучения

Кейс-метод

Кейс-метод (англ. Case method). Метод конкретных ситуаций, ситуационного анализа – техника обучения, использующая описание реальных социальных, экономических и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них (допускается множество решений и альтернативных путей). Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

К каким методам обучения относится кейс метод? Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным интерактивным методам обучения. Он занимает промежуточное место между дискуссионными и игровыми методами. Данный метод позволяет взаимодействовать всем обучающимся, включая педагога. Название технологии произошло от латинского сазиз - запутанный необычный случай; а также от английского саsе - портфель, чемоданчик. Происхождение терминов отражает суть технологии.

Отличительными особенностями кейс–метода являются:

  • описание реальной проблемной ситуации;
  • альтернативность решения проблемной ситуации;
  • единая цель и коллективная работа по выработке решения;
  • функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
  • эмоциональное напряжение учащихся.

В образовании на кейсах основан метод активного обучения. Он предполагает исследование реальных ситуаций, проблем и задач, с которыми сталкиваются учащиеся. Работа с кейсами способствует развитию аналитических и проблемно ориентированных навыков, позволяет применить полученные знания и навыки на практике.

Использование кейс-метода в образовании стимулирует критическое мышление, развитие способности анализировать сложные ситуации, принимать решения и аргументировать свои выводы. Кейсы позволяют учащимся осознать важность применения теоретических знаний в реальном мире и способствуют формированию навыков.

Процесс использования кейсов в образовании включает несколько этапов. Сначала выбирается соответствующий кейс, связанный с учебной программой и целями обучения. Затем учащиеся анализируют ситуацию, исследуют факты и детали, выявляют основные проблемы и вызовы. После этого проводится дискуссия и обмен мнениями, где учащиеся приводят свои аргументы, рассуждают и принимают решения на основе своих знаний и опыта.

Кейс-технология относится к интерактивным методам обучения и представляет собой группу образовательных технологий, методов и приёмов, основанных на решении конкретных проблем, задач.

Метод «secondment»

Метод «secondment» (с английского как «командирование»).

При такой форме обучения педагогического работника направляют («командируют») на другое место работы (в другое структурное подразделение, отдел) на время, где он под шефством наставника приобретает новые знания и навыки.

После чего сотрудник возвращается на свое прежнее место работы, к своим прежним обязанностям, где он применяет полученный опыт.

Временное перемещение сотрудников может быть как краткосрочным, так и более длительным.

Особенно этот метод приветствуют компании с плоской структурой, где ограничены возможности продвижения сотрудников и, как следствие, развитие у них дополнительных навыков.

Временное перемещение сотрудников может быть как краткосрочным (около 100 часов рабочего времени), так и более длительным (до года). Secondment – это метод развития персонала, в результате которого сотрудники осваивают новые навыки и приобретают новые знания.

Преимущества применения метода Secondment

‐ Личностное развитие сотрудников;

‐ Укрепление командной работы;

‐ Улучшение навыков межличностного общения.

Метод «Баддинг»

Метод «Баддинг» – баддинг в переводе с английского языка означает «подающий надежды, перспективный». Это тоже неформальное наставничество, происходящее в процессе погружения пары на равноправных дружеских отношениях, где субъекты поддерживают друг друга для достижения цели и приобретения навыков, в новый вид деятельности. Этот метод максимально приближен к реальности, в нем отсутствуют заранее определенные алгоритмы взаимодействия.

Метод будет востребован для мобильных, открытых коллективов педагогов, не боящихся нововведений, исследований в области образования.

Метод – баддинг (buddying) основан на предоставлении друг другу информации, его основная цель – психологическая поддержка. За специалистом закрепляется «buddy», т.е. партнер (товарищ, приятель), задачей которого является установление постоянной честной и обратной связи о действиях и решениях конкретного сотрудника в период освоения новых навыков, а после – при выполнении текущих профессиональных обязанностей.

Согласимся, что в ходе интенсивной работы не удается достоверно отследить свой профессионализм и грамотность в тех или иных ситуациях. «Вuddy» предоставляет возможность взглянуть на свои действия и реакции со стороны, получив при этом поддержку и помощь от другого человека.

Если в наставничестве или коучинге есть категории «старший и младший» («обучающий» и «обучаемый»), то в «buddying» участники абсолютно равноправны, а информация предоставляется в двустороннем порядке.

От наставничества или коучинга buddying отличает то, что его участники абсолютно равноправны. В такой форме работы нет «старшего» и «младшего», наставника и подопечного, коуча и «коучуемого», обучающегося и обучаемого.

Обратную связь можно предоставлять после совещаний, планерок, дискуссий, телефонных переговоров. Конечно, прежде чем приступить к такому методу необходимо обучить сотрудников давать объективную обратную связь, делать выводы и грамотно предоставлять информацию. Обращаю ваше внимание на то, что такая система требует постоянного контроля со стороны службы персонала.

Метод «Тень»

Метод «Тень» – реализация данного метода подразумевает то, что подопечный следует за своим наставником безмолвной тенью в течение определенного периода времени. Так, молодой педагог может наблюдать за опытным коллегой, присутствуя на уроках, внеклассной деятельности, педагогических советах. Он фиксирует свои действия, размышляет, пытается уловить суть, становясь свидетелем профессиональной практики. Как в кинозале, только сюжет разворачивается в реальной жизни.

Ценность метода «Тень» базируется на известном изречении «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Очевидно, что идеальных педагогов не существует, поэтому «тень», погружаясь в водоворот событий, учится и на отрицательных моментах, происходящих с каждым педагогом. Это неформализованное обучение, комфортное как для наставника, так и для подопечного. Метод используется для быстрого вхождения сотрудника в практическую деятельность УДО. Подойдет и для оттачивания педагогической техники. Обучающимся можно предложить поиграть в тень опытного командира самоуправления, руководителя трудовой бригады в школьном лесничестве, выездном полевом лагере и тд. с целью изучения стиля поведения успешного лидера.

Технологии обучения

Воркшоп

Воркшоп ("workshop" – мастерская) – демонстрация рабочего процесса опытного мастера для широкой аудитории с целью поделится практическими навыками в каком – либо ремесле. Воркшоп – это современная модель обучения, основными принципами которой являются наличие большого количество практики и обучение навыкам работы в команде.

По современным меркам воркшоп — это способ коллективного образования. К такому относят: мастер-классы; онлайн-курсы; вебинары; марафоны; тренинги; семинары.

Квиз

Квиз (от англ. quiz) – означает соревнование, в ходе которого один или несколько участников отвечают на поставленные им вопросы. В русском языке аналогом этого слова является «викторина», в которую включают вопросы часто прикладного характера, примеры на понимание в формате «Что? Где? Когда?».

Сегодня квиз - это синоним мозгового штурма, формирующего опыт командной работы и навыки поиска быстрых решений, ведь на ответ дается минута, а иногда и меньше.

Митап

Митап (от англ. meet up — «встречаться») — формат встречи специалистов, работающих в одной сфере, для обмена мнениями, профессиональным опытом, обсуждения проблем и выработки решений. Такие мероприятия отличаются от традиционных конференций меньшей продолжительностью (как правило, не более 2-2,5 часов) и неформальным характером взаимодействия.

Форсайт

Форсайт – (англ. Foresight – взгляд в будущее). Это интеллектуальная технология по созданию желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. Широко используется на этапах планирования наставнической деятельности.

Среди общепринятых и используемых методов обучения, в последние несколько лет активно развивается форсайт-технология. В переводе с английского языка «foresight» означает - предвидение, а сама технология предполагает создание образа будущего через различные действия, ориентированные на мышление, обсуждение и очерчивание будущего.

Хаккатон

Хаккатон (англ. Hack – хакер и marathon – марафон) – это площадка встречи разных специалистов из одного направления деятельности, где они могут познакомиться друг с другом, обменяться знаниями и идеями или придумать совместный проект, над которым будут работать в дальнейшем.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть